Вручение кандидатского диплома – важный момент в жизни ученого, признание его вклада в науку. Особенностью события, которое прошло в актовом зале духовно-просветительского центра Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, стало то, что дипломы вручены по специальности «теология».
В событии принял участие председатель экспертного совета по теологии Высшей аеттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России, профессор Дмитрий Шмонин, из рук которого петербургские теологи получили государственные документы об ученой степени. По окончании мероприятия Дмитрий Шмонин ответил на вопросы нашего корреспондента:
— Дмитрий Викторович, когда состоялась первая защита по теологии? Сколько всего докторов и кандидатов наук по этой специальности сейчас?
— Первая состоялась в июне 2017 года. За два года прошли защиты двух докторских и шести кандидатских диссертаций.
— Где защищаются теологи?
— Из восьми работ одна защищена в Санкт-Петербургском государственном университете, который по закону обладает правом присуждать ученые степени самостоятельно, остальные – в объединенном диссертационном совете на базе МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС, ОЦАД и ПСТГУ.
— Для чего проводить защиты теологов в светском университете, если религиозные образовательные организации могут присуждать свои ученые степени?
— Религиозные организации реализуют право подготовки кадров и для подготовки религиозного персонала придерживаются собственных традиций оценки квалификационных работ. В Русской православной церкви, например, имеются советы, присуждающие степени по богословию и церковной истории. Но если церковный ученый заинтересован в том, чтобы его диссертация была оценена научным сообществом и признана государством, он должен строить свое исследование с учетом и теологических, и общенаучных критериев и правил. Его статьи должны публиковаться в рецензируемых журналах, книги – в научных издательствах. Результаты исследования должны быть наукометрически видимыми. И таких ученых должно быть достаточно много, чтобы начать самостоятельное воспроизводство кадров. Конфессиональный характер теологии не должен означать, что то или иное «начальство» определяет, что верно, а что неверно, что научно, а что – нет. Это, как и в любой области знания, может определяться мнением научного сообщества, состоящего из разных сегментов. Без формирования такого научного сообщества невозможно развитие теологии как отрасли науки. Сегодня мы слышали, как молодые кандидаты теологии, игумен Филарет (Пряшников), священник Алексий Волков и преподаватель СПбДА Александр Андреев, говорили о содержании своих работ: одна имеет церковно-исторический характер, другая – философско-богословский, третья выполнена на стыке филологии и богословия. Но все три работы имеют ярко выраженную теологическую доминанту и вписываются в паспорт специальности «теология». Обратим внимание, что молодые ученые заявили о своем желании продолжать исследования. Это хороший знак, свидетельствующий о том, что научно-теологическое сообщество развивается.
Пока же, к сожалению, ни одна религиозная образовательная организация не обладает кадровым потенциалом, чтобы создать на своей базе диссертационный совет, отвечающий критерием ВАК. Нужна интеграция. Причем она нужна и университетским кафедрам теологии, которые рискуют потерять почву, если попытаются оторваться от религиозной традиции. Обратите внимание на учредителей объединенного диссертационного совета по теологии: два крупных государственных вуза и две религиозных образовательных организации, имеющие государственную аккредитацию. Такое объединение усилий, особенно на этапе становления, – хороший путь.
— Как соединяются религиозно-конфессиональный характер теологии и светский характер критериев, которые применяются к теологическим диссертациям?
— Можно посмотреть, как это отражено в действующем паспорте научной специальности, где описываются направления исследований: православная теология, исламская теология, иудейская теология. Обращу ваше внимание: не три организации юридически «добились» включения в паспорт «своих теологий». Модальность здесь не правовая, а научная: три направления исследований у нас в стране на данный момент объективно сложились. Они представлены публикациями в базах данных, статьями, монографиями, темами диссертаций, которые выполняются аспирантами, а также - запросами самих религиозных организаций.
Таких направлений может быть больше, но это вопрос, который не решить директивно: «Давайте введем теологию такой-то религии или конфессии». А если у соответствующего теологического сообщества и религиозной организации нет запроса, нет пока ресурса, готовности развивать свое учение как теологическую специальность в России? Поэтому кроме конфессионального подхода к теологии существуют и применяются научные критерии, в том числе, «данные объективного контроля», то есть наукометрия, а также система государственного регулирования и профессионально-общественной экспертизы.
И в работе по совершенствованию номенклатуры научных специальностей, которую сейчас ведет Министерство науки и высшего образования России, в рамках дальнейшего развития отрасли предполагается ввести три специальности, которые, при сохранении исследовательских направлений, будут разделены не по религиозно-конфессиональному принципу, а по тематическим блокам – теоретическому, историческому, практическому. В перспективе – открытие новых диссертационных советов. Уверен, что продуманная, планомерная работа даст новый импульс развитию теологии, которая должна стать полем научных исследований, конструктивного диалога и междисциплинарного взаимодействия. Думаю, у нас будет возможность оценить позитивнывные реезультаты такого развития.