В рамках семинара экспертным сообществом по направлению подготовки Теология в высшей школе были рассмотрены две модели учебных планов: Дьячковой Наталией Александровной, ректором Миссионерского института (г. Екатеринбург), была презентована модель Учебного плана по направлению подготовки 48.03.01 Теология (Православие) и Гильмановым Маратом Ринатовичем, проректором по учебной работе ЧУВО «Российский исламский институт» (г. Казань), была презентована модель Учебного плана по направлению подготовки 48.03.01 Теология (Ислам).
Обе модели учебных планов вызвали большой интерес и бурные обсуждения. Слушатели задали массу уточняющих вопросов касательно методик разработки учебных планов и их содержательного наполнения. Разработчики дали исчерпывающие рекомендации и разъяснили спорные моменты, что поможет участникам семинара в дальнейшем избежать ошибок при разработке собственных учебных планов при переходе на ФГОС ВО 3++.
Иерей Иоанн Парамонов, заведующий кафедрой теологии Миссионерского института, представил учебно-методическую литературу, подготовленную для студентов, обучающихся по направлению подготовки 48.03.01 Теология (уровень подготовки бакалавриат) в соответствии с требованиями ФГОС 3++. Особый интерес вызвало учебно-методическое пособие «Курсовая работа студента-теолога», где изложены основные требования и рекомендации к содержанию, оформлению и защите курсовых работ. Продемонстрированные учебники 2020 года, изданные Миссионерским институтом «Русский язык и культура речи» и «Риторика», представляют собой эффективный вариант адаптации наполнения дисциплин под нужды направления подготовки Теология.
Мастер-класс директора Высшей школы юридического администрирования ВШЭ, ординарного профессора, DBA, Кузнецова Дмитрия Левоновича, по сложным вопросам применения трудового законодательства в системе образования вызвал большой интерес со стороны слушателей. Поднимались острые вопросы, требующие дополнительного профессионального разъяснения. Интерес со стороны слушателей продемонстрировал необходимость разъяснения нюансов законодательства в отношении кадрового состава образовательных учреждений.
Макаровская Зоя Вячеславовна, советник при ректоре Московского государственного университета пищевых производств, член Общественного совета Рособрнадзора, доктор технических наук, профессор, представила доклад об организации практической подготовки обучающихся в вузе, разъяснив нюансы трактовки нормативной базы. В ходе своего доклада Зоя Вячеславовна обратила внимание теологического сообщества на проблемы межведомственного характера при реализации практической подготовки, дала рекомендации для методического сопровождения практической подготовки в образовательных организациях.
После перерыва эксперты Макаровская З.В. и Седых Е.П., заместитель первого проректора Нижегородского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, прочитали лекции, разъясняющие вопросы организации воспитательной работы в образовательных учреждениях. Лекторами были даны ценные советы по реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся". Живую дискуссию вызвали требования по аттестации обучающихся, участвующих в воспитательном процессе вуза. Священник Евгений Шишкин, заведующий кафедрой церковной истории Ставропольской Православной Духовной Семинарии, в своем докладе поделился опытом разработки рабочей программы воспитания по направлению подготовки 48.03.01 Теология. Докладчик предложил эффективные способы осуществления воспитательной работы при дистанционной форме обучения.
Макарова Людмила Сергеевна, заместитель директора по методической работе Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, доцент, кандидат филологических наук, в своем докладе продемонстрировала пример формирования карт компетенций в связи с актуальными требованиями к оценочным средствам как инструменту повышения эффективности контроля знаний.
Воронкова Ирина Евгеньевна, декан исторического факультета Орловского государственного университета, доктор исторических наук, профессор, представила выработанную апробированную методику проектирование ФОС на основе профстандартов.
Тематический блок докладов, освещающих вопросы внутривузовской системы оценки качества образования, открыл иерей Иоанн Парамонов, заведующий кафедрой теологии Миссионерского института, который выступил с докладом «Внутренняя стратегия конфессионального вуза по организации системы контроля качества образования», где показал на конкретном примере, как студенты могут участвовать в формировании образовательной программы, как студенты могут оценивать качество образовательной программы. Седых Е.П. выступила с докладом «Организация мониторинга удовлетворенности обучающихся качеством получаемых образовательных услуг как реализация требования ФГОС ВО на примере Нижегородского государственного педагогического университета», где поделилась опытом анкетирования студентов по вопросам качества образования, продемонстрировала системы оценки студентами преподавателей и качества образовательных программ по шкале Ликерта. Вопросы организации анкетирования в учебных заведениях вызвали оживленное обсуждение, дискуссионное обсуждение показало важность затронутой темы.
В мероприятиях второго дня приняло участие более 250 человек.