После выхода из-под "опеки" теологии, наука в целом никогда не предполагала некое однозначное понимание мира и человека. Но, даже не имея права претендовать на "вечную" объективность своих выводов, наука тем не менее позволяет нам развивать познание и технику за счет системы правил обработки данных – научной методологии.
Именно средневековая рациональная теология, выступавшая в роли объединяющего начала всех наук, сформировала набор стратегий и методов, лежащий в фундаменте науки по сей день. Главное достижение теологии в этом направлении – представление о системности как необходимом условии продуктивного мышления, считает автор.
Именно теология выработала параметры научной работы и образования, которые сейчас считаются стандартом: лекции, семинары, диспуты, защиты диссертаций, присуждение ученых степеней, система цитирования и ссылок, разделение трактатов на части. Первые энциклопедические справочники и тематические исследования также принадлежат перу теологов.
Хотя критерии объективности пересматривались в науке неоднократно, подчеркивает автор, основания, заложенные работами теологов, остаются незыблемыми. В современной ситуации, когда "идеал объективного мира" теряет исследовательскую и общественную значимость, обращение к этим общеевропейским корням рациональности способно указать контуры новой парадигмы мышления, уверен ученый.