В рамках Петербургского международного форума представители духовенства и юридического сообщества обсудили разные аспекты взаимодействия религии и права как двух сфер социальной жизни и связи между ними. Модератором дискуссии выступил ректор Санкт‑Петербургского университета, член бюро президиума Всемирного русского народного собора Н.М. Кропачев.
Открывая обсуждение, ректор СПбГУ отметил, что включение темы религии в программу российских и международных форумов происходит не первый год. Так, на нескольких сессиях ПМЭФ‑2024 поднимался важнейший вопрос о необходимости придания семье статуса субъекта российского права. Однако рассматривать такие проблемы следует комплексно: и с религиозно‑экономической, и с религиозно‑культурной, и религиозно‑правовой сторон в рамках единого мировоззренческого форума, который он ранее предложил проводить в Петербурге под эгидой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и с участием представителей всех традиционных конфессий России и других стран. Предложение о включении темы образования и религии в тематику всех крупных международных форумов — ПМЭФ (экономические вопросы религиозного образования), Культурного (религиозное образование и культура) — поддержал ректор Православного Свято‑Тихоновского гуманитарного университета епископ Егорьевский Мефодий, возглавляющий Синодальную библейско‑богословскую комиссию и Комиссию Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию. Особенно интересно ее будет рассмотреть через призму опыта университетов, успешно соединяющих богословское и светское образование, отметил владыка в своем обращении к участникам дискуссии.«Тема религиозного, теологического, духовно‑нравственного образования позволит нам обсудить актуальные вопросы, которые будут иметь значение для будущего нашей страны и общества, более глубокого понимания духовно‑нравственных ценностей, которые коренятся в наших традиционных религиях», — сказал епископ Мефодий.
Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов поднял тему этических кодексов, которые в настоящее время оказывают основное влияние на субъекты применения права. При этом содержащиеся в них морально‑нравственные компоненты уходят корнями глубоко в историю и отсылают к христианским правилам выстраивания человеческих взаимоотношений. «Суть этических кодексов заключается в том, чтобы сделать правоприменительный процесс более справедливым, человеколюбивым, объективным, обоснованным с точки зрения норм, морали и права, общепризнанных человеческих ценностей, — заметил отец Федор Лукьянов. — В свете государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей и их инкорпорированию в различные акты целой отрасли права мы наблюдаем возросший интерес со стороны теоретиков и практикующих юристов к вопросам актуализации применения норм религии, в нашем случае христианской этики и морали в действующем светском правоприменении и правотворчестве».
Судебная этика как наука о применении моральных норм в довольно специфических условиях не создает отдельный новый тип нравственности юриста, а концентрирует свое внимание на механизме применения в его профессиональной деятельности давно выработанных христианской цивилизацией духовно‑нравственных норм.
Ректор Н.М. Кропачев пригласил Федора Анатольевича и президента Научно‑образовательной теологической ассоциации епископа Кирилла (Зинковского) принять участие в работе по созданию этического кодекса вузов России.
Председатель Духовного управления мусульман Санкт‑Петербурга и Северо‑Западного региона России муфтий Равиль Джафярович Панчеев отметил, что религия с древних времен регулировала светские отношения, а право на определенных этапах истории в ряде стран находило свое выражение именно в религиозных догматах. Тесная связь права и религии прослеживается практически во всех правовых системах народов мира.«На заре времен правовые нормы были неразрывно связаны с религиозными установлениями. Древнейшие нормы права одновременно являлись и религиозными законами и лишь со временем отделились от них. В раннеклассовых государствах нормы религии передавались из уст в уста в мифах, находили выражение в обычаях, ритуалах и обрядах. Позже они нашли отражение в указах политической власти и в богословских трудах. Иудаизм, христианство и ислам закрепили свои религиозные нормы в священных писаниях и основанных на них нормативно‑правовых актах высшей политической силы, — рассказал Равиль Панчеев. — В современном обществе религия призвана служить нравственным компасом, направляющим людей к терпимости и состраданию. Закон же официально гарантирует реализацию права граждан на свободу вероисповедания, признавая религиозное многообразие и основываясь на принципах толерантности».
Как отметил президент Ассоциации юристов стран Черноморско‑Каспийского региона, иностранный член Российской академии наук, выпускник и почетный доктор СПбГУ Ильгам Мамедгасан оглы Рагимов, право и религия преследуют одну цель — нравственное совершенствование человека в обществе и тем самым развитие всего человечества. «Единственное различие заключается в методе, который они используют. Право делает это посредством определенных предупреждений, соответствующих нормативных установлений через ум и разум человека. Религия, наоборот, через советы действует на его сердце и душу», — поделился своими мыслями Ильгам Рагимов.
Участником сессии также стал руководитель Юридической службы Московской митрополии протоиерей Василий Лосев, который отметил важность обсуждения на общественно значимых форумах взаимосвязи норм государственного права и установлений религиозных организаций в ряде практических вопросов медицины, финансов, сохранения и использования объектов культурного наследия, правоприменительной практики в сфере деятельности религиозных организаций.
В своем выступлении директор Института теологии СПбГУ, председатель экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования России по теологии, профессор СПбГУ Д.В. Шмонин напомнил, что именно в вероучениях религиозных доктрин содержатся мировоззренческие основы, которые находят свое выражение в традиционных российских духовно‑нравственных ценностях. «Важно понимание этой роли теологии традиционных религий в научно‑педагогической среде, в медийном пространстве, в обществе. Поэтому необходимо обеспечить теологическую компоненту в преподавании социальных и гуманитарных курсов, в междисциплинарных научных исследованиях, включающих этическую, правовую, экономическую проблематику», — отметил Д.В.Шмонин, предложив включение соответствующих тематических дискуссий в повестку предстоящих крупных форумов.