Новости

О милосердии и социальных проектах традиционных религий говорили на сессии Международного межрелигиозного молодежного форума

23.11.2025

23 ноября 2025 г. в Национальном центре «РОССИЯ» прошел Международный межрелигиозный молодежный форум, организованный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. В нем приняли участие более 1 тысячи человек.

В рамках форума состоялась сессия Президентской академии   «Милосердие – от слов к делу. Социальные проекты традиционных конфессий», которая объединила представителей различных религиозных общин и общественных объединений для обмена опытом и демонстрации лучших практик социального служения.

Секцию открыл модератор – заместитель директора Института государственной службы и управления Президентской академии Тигран Занко. В своем вступительном слове он подчеркнул фундаментальную роль и непреходящую ценность милосердия как основы для конструктивного диалога и совместной работы во благо общества: «Сегодня мы поговорим с вами на одну из самых важных и светлых тем — тему милосердия. И милосердие — это универсальный язык и одна из традиционных ценностей, которая закреплена в 809-м президентском Указе. И сегодня здесь собрались те, кто этот язык превращает в реальные, практические дела»

Православную точку зрения на понимание милосердия и благотворительности представил протоиерей Илия Кочуров, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Фили-Давыдково. Отец Илия раскрыл духовные и практические аспекты служения ближнему в христианской традиции: «Для православного человека милосердие —неотъемлемая часть его жизни, невозможно быть православным и немилосердным. В притче о милосердном самарянине Христос очерчивает круг ближних и нет такого человека, который не мог бы оказаться достойным нашей милости, нашего милосердия, нашего соучастия в его беде.

Более того, Христос, в притче о страшном суде, показывает, что все, что мы делаем для своих ближних, любое дело милосердия - мы делаем как бы для самого Бога. Милосердие, сделанное для человека, православный проецирует на то дело, которое он делает для самого Бога. И это очень глубоко в христианском сознании. Вот, например, в житии святого мученика Мартина Турского есть такой момент, когда он зимой поделился половиной плаща с замерзающим нищим и в эту же ночь увидел во сне Христа, который был облачен вот в эту половинку, оторванную от его воинского плаща. Милосердие, таким образом, для православного человека — это вероучительная вещь. Без милосердия мы не можем ни послужить Богу, ни уподобиться Ему. В Евангелие говорится: «Будьте милосердны так же, как милосерден ваш Отец».

  Также мы должны понимать очень важную составляющую милосердия: оно дает больше тому, кто его совершает, а не тому, кто получает дела милосердия. Милосердие изменяет человека, культивирует сердце, взращивает душу человеческую. Без дел благотворения человек не может быть по-настоящему человеком.

 Принцип милосердия заложен в целом в деятельности Православной Церкви. Нет такого периода истории Церкви Христианской, когда бы в ней отсутствовало милосердие. Святейший Патриарх Кирилл сказал, что социальное служение на всех уровнях, от епархии до прихода должно удовлетворять высоким стандартам и ориентироваться не на красивую отчетность, не на показуху, а на подлинные результаты, которые хорошо видны, которые можно проверить и оценить.

  И на сегодняшний день социальное служение Русской Православной Церкви очень многогранно: это попечение о людях пожилого, старческого возраста, социальное служение инвалидам, паллеативная помощь тяжелобольным людям и их семьям, социальная поддержка безработных, социальная работа с нищими и бездомными, социальная помощь беженцам, мигрантам, социальная терапия патологических зависимостей, тюремные служения, церковная социальная работа с военнослужащими, членами их семей, деятельность в чрезвычайных ситуациях, предотвращение стихийных бедствий, решение проблем экологии, биоэтики, молодежное служение и многое-многое другое.

   Таким образом, милосердие это один из вероучительных принципов православной церкви. Милосердие снижает количество зла в обществе в целом, но и при этом очень сильно возвышает каждого человека отдельно, который занимается благотворительностью».

  О Благотворительном фонде «Православная Детская миссия», который объединяет сотни добровольцев, готовых помочь брошенным детям обрести семью и вырасти полноценными людьми, рассказали студенты факультета журналистики ИГСУ Президентской академии Мария Бархатова и Арина Карпова вместе со своим наставником Олегом Сафроновым, представив свой авторский журналистский проект.

Опытом использования цифровых технологий в благотворительной деятельности поделилась Карина Хзанян, модератор онлайн-платформы Фонда «Армянский крест». Она рассказала о возможностях и преимуществах платформы для организации эффективной помощи.

Взгляд мусульманской общины на социальную работу представила Наталия Бариева, председатель правления Ассоциации психологической помощи мусульманам и председатель Совета Общественного движения женских мусульманских организаций России. В своем выступлении, основанном на личном опыте волонтера Специальной военной операции, она осветила также и деятельность движений женских мусульманских организаций: «Наше общественное движение женских мусульманских организаций - 56 организаций в регионах, с момента пандемии открыло всероссийскую горячую линию помощи мусульманам, которая работает в бесперебойном режиме в круглосуточном режиме и сейчас. Каждый раз мы задаемся вопросом, а что еще мы можем сделать? Мы создали благотворительный фонд «Саженцы добра», сотрудники которого помогают детям-инвалидам. В Курске мы встречались с людьми, проживающими в ПВР, пытались оказывать им не только материальную, гуманитарную, но и психологическую помощь и поддержку.

С новыми территориями мы работаем с апреля 2022 года, оказывая психологическую помощь гражданскому населению, неся гуманитарную миссию, занимаясь образовательными проектами, обучая людей первым навыкам допсихологической помощи, тому как они могут себя поддерживать, как они могут себе помогать, и как они могут поддерживать прихожан, которые приходят в мечети.

 Мы пытаемся создать тот универсальный инструментарий, который поможет не только военнослужащим, находящимся на передовой, но и тем, кто возвращается домой израненными, искалеченными. Нами разработана рабочая тетрадь по борьбе со стрессом, используя ее в течение 28 дней, можно проработать свои стрессы, разобраться с тревожными расстройствами, приобрести ресурсное состояние, и по-новому посмотреть на жизнь, раскрасить её для себя новыми красками.

 Мы также выезжаем за ленточку, работаем с бойцами 97 и 99 полков,    каждую неделю у нас заливаются свечи, пытаемся закрыть рядовые запросы, которые нам направляются, работаем с женами и вдовами участников СВО. Опыт последних полутора лет показал, что наш проект «Я не одна» дает свои положительные результаты, когда женщина видит, что жизнь ее не окончено, что рядом с ней есть родные, ее близкие.

В рамках образовательной деятельности реализуем курсы повышения квалификации, курсы профессиональной переподготовки, три слушателя, обучаются прямо из окопа. Это военные, которые понимают важность получения психологических знаний не только для себя, но и для того, чтобы помогать своим сослуживцам, родным и близким».

О Новом Херсонесе, как ярком примере успешного центра притяжения для молодого поколения рассказал иеромонах Анастасий (Байков), преподаватель Таврической семинарии. Он отметил, что благодаря системной работе молодежных центров, гости уезжают из Нового Херсонеса, переосмыслив свое отношение к истории, культуре и вере. «Милосердие — это способность заметить в окружающем потоке людей и событий человека, у которого есть проблема, трудность, ему чем-то плохо, и не побрезговать войти в его жизнь с этой проблемой, разделить с ним эту боль и чем-то его поддержать» - сформулировал отец Анастасий. «Новый Херсонес помимо выставок, экскурсий, культурно-познавательных мероприятий – это место, где происходит личная встреча людей, у которых есть с одной стороны проблемы, а с другой стороны тех людей, которые могут им помочь.  Например, сорок тысяч отборных артековских детей приезжают и все они, проходят через встречу со священником, а проблемы, есть у всех и у всех разные: у кого папа пьет, у кого бьет, у кого ушел, у кого проблемы с учебой, кого буллят, кого троллят, кто расстался, кто влюбился, но не взаимно...И часто ребёнку просто не с кем об этом поговорить. Массовая проблема — это социальное одиночество. Она может причинять страдания человеку не меньше, чем голод, холод или отсутствие медицинской помощи, а иногда даже и больше. Когда человек остаётся один на один, он застревает с этой проблемой и может страдать от неё годами.

Приезжают к нам каждые три дня по 80 школьников, старшеклассников из ДНР, ЛНР, Херсонеса, Запорожья. Многие из нас не понимают, что такое провести всё детство, десять лет, в условиях войны. Такие же обычные дети, как и наши, тоже хотят и в игрушки играть, и развлекаться, и чтобы детство счастливое было, и чтобы у папы, мамы нормально всё было, но их семьи живут не всегда в условиях даже элементарной безопасности, не то что социального благополучия. Проблем много у ребят и с нервами, и с нагрузкой, и психологические, и психиатрические иногда даже бывают. Ребята бывают какие-то неудобные, несоциализированные, еще какие-то. С ними надо возиться и воспитывать, будь это актив мусульманских общин, или прохристианских, чтобы замечать проблемы других людей и не бояться им помогать, находить в этом радость!»

Завершил работу секции раввин Яким Ягудаев, который поделился опытом работы со студенческой молодежью в синагоге при МГУ имени М.В. Ломоносова, отметив важность воспитания социальной ответственности в новом поколении.

Галина Теплых, исполнительный директор НОТА, в дискуссионной части работы секции, поблагодарила организаторов за важное мероприятие, которое не оставило никого равнодушным и спикеров о столь значимых проектах, которые вызвали вопросы у аудитории: а чем я могу быть полезным? и обратила внимание на важность милосердного служения каждого Человека как философии его бытия, у кого в душе горит свет веры, в повседневной жизни. Все верующие естественным образом проявляют милосердие и это прекрасно.

Протоиерей Илия Кочуров, в развитие темы добавил: «Личная благотворительность, личное милосердие должны присутствовать в жизни точно так же, как дыхание. Как мы дышим, точно так же мы и с милосердием относимся к другим людям. Причем милосердие, оно же бывает не только телесного плана, накормить голодного, но и духовного плана.

И у милосердия должна быть еще одна обязательно черта — это бескорыстие. Как только мы делаем доброе дело, мы должны просто забыть о нем. Зло, оно есть в мире, никуда мы от него не денемся, но мы не должны увеличивать его количество. Мы должны каждый день, наоборот, снижать его количество. И вот, конечно, через каждое маленькое дело, милосердие, да даже просто улыбку подарить кому-то из своих близких с утра, вместо невыспавшейся, недовольной физиономии, вот, это уже доброе дело. И, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, что камень, большой камень, он весит столько же, сколько и мешок с песком. То есть одно большое, какое-то глобальное доброе дело, оно, конечно, имеет огромную цену. Но множество маленьких добрых дел, они имеют точно такую же цену!»

Тигран Занко подытожил: «Мы, наверное, собрались не случайно. Здесь те люди, которые по своему духу милосердные. И хотелось бы каждому нам пожелать, чтобы у нас были возможности быть милосердными, чтобы мы замечали те ситуации, где нужно помочь, сделать доброе дело.

И каждый раз, каждый день, отходя ко сну, вспоминали те добрые дела, которые мы сотворили. Ведь эти добрые дела, они, объединяясь вместе, действительно создают светлое состояние и вот эту силу, за которую мы так любим Россию. Всем спасибо за участие. Больше нам милосердных и добрых дел!»

Секция «Милосердие – от слов к делу. Социальные проекты традиционных конфессий» наглядно продемонстрировала, что, несмотря на различия в вероучениях, традиционные конфессии России едины в своем стремлении к деятельному служению обществу и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.