
«Умри за веру и Отечество - ты примешь жизнь и венец на небе»
Свт. Филарет Московский. Цит. по: Основы
социальной концепции РПЦ. П. 2.2. Церковь и нация
«Любовь к Родине – часть твоей веры»
пророк Мухаммед. Цит. по: Социальная доктрина
российских мусульман. П. 6.4. Мусульмане России
и защита Отечества
19 декабря 2025 г. на кафедре теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности юридического института ОГУ имени И.С. Тургенева состоялось очередное заседание студенческого дискуссионного клуба «Диалог мировоззрений» на тему «Вера и Отечество: аксиология общероссийской гражданской идентичности». Дискуссия носила знаковый характер: она стала не только символическим итогом цикла мероприятий Года защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, но и началом работы кафедры в рамках Года единства народов России.
Квинтэссенцией встречи стало стремление осмыслить этико-аксиологическую общность понимания Родины православными и мусульманами согласно их социальных учений, а значит понять идею служения Отечеству как нравственный императив культурно-исторического пространства России.
Студентам было предложено обсудить такие вопросы, как:
- гражданская и религиозная идентичность;
- общероссийская гражданская идентичность и её нравственные основания в традициях православия и ислама;
- защита Родины как патриотическая обязанность мусульман.
Раскрывая суть заявленной для обсуждения темы, Человенко Т.Г., зав. кафедрой теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности, акцентировала внимание присутствующих на значимости для формирования общегражданской российской идентичности культурно-религиозных ценностей и традиций различных народов. Классический «треугольник идентичности» (культура, религия, язык) приобрел в условиях России, как государства-цивилизации, ещё одну характеристику – общую историю и судьбу народов страны. Но их многовековое совместное историческое творчество оказалось бы невозможным без тех коренных духовно-нравственных ценностей, которые сегодня, отметила эксперт, изучаются студентами в курсе социальной этики православия и ислама, что в ходе дискуссии было раскрыто доцентом кафедры Петруниным В.В.
Аргументируя данную точку зрения, студент бакалавриата Левичев И. обратился к тем историческим деятелям и полководцам, чья православная вера стала хрестоматийным примером служения земному и Небесному Отечеству: св. благоверным князьям Александру Невскому и Дмитрию Донскому, полководцам Александру Суворову и св. Федору Ушакову, государю-императору, страстотерпцу Николаю II Романову, действительному статскому советнику, депутату Государственной думы Российской империи IV созыва, сщмч. Василию Шеину, св. юристам Юрию Новицкому и Иоанну Ковшарову и др. К подвигам мусульман-военачальников обратилась студентка бакалавриата Сухоносова А., рассказав о доблестном служении России генералов М. Алиханова-Аварского, Г. Хан-Нахичеванского, А.А. Шихлинского, С. Мехмандарова и др. Как показал Власов А., магистрант II курса обучения, мусульмане России отстаивали интересы нашей страны в разные исторические эпохи (от Ливонской войны до наших дней), считая для себя почетной смерть «воина, отдавшего жизнь в войне за Государя» («Социальная доктрина российских мусульман»). Защита Отечества как духовно-нравственный долг мусульманина была проиллюстрирована видеоматериалом об участии в Первой мировой войне Кавказской туземной конной дивизии («Дикой дивизии»), о которой подробнее рассказал студент бакалавриата Игнатов П. Не забыли отметить и примеры современных нам политических деятелей, православных и мусульман, для которых служение Отечеству и людям органично сочетается с их религиозным мировоззрением.
Гость дискуссионного клуба – политтехнолог Ахмед Чадаев, выпускник кафедры по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, на личном примере рассказал о формировании чувства личной причастности к судьбе России. Пользуясь его присутствием, студенты смогли задать вопросы, связанные с проявлениями радикального исламизма, укладом жизни народов Кавказа и их семейными традициями. Молодежь интересовали вопросы о нормах поведения и внешнего вида женщины в российском исламе, отношения к туристам других культур в регионах с преобладанием мусульманского населения.
Участие в дискуссии позволило студентам через понятия «Родина» и «патриотизм» еще глубже осознать духовно-нравственные основания единства нашей страны, на исторических примерах отрефлексировать их сакральное измерение, а это значит сделать ещё один шаг к восприятию современных общественных процессов сквозь призму традиционных для России ценностей.