Новости

Круглый стол «Духовно-нравственное воспитание: проблемы и перспективы»

12.11.2021

В рамках деятельности Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) и в связи с празднованием 110-летнего юбилея Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина под амофором митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия 20 октября 2021 года в Мининском университете состоялся круглый стол на тему «Духовно-нравственное воспитание: проблемы и перспективы». В числе организаторов мероприятия, кроме вуза, – отдел образования и катехизации Нижегородской епархии, ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию МАОУ СОШ № 187, Нижегородская духовная семинария.

В заседании круглого стола приняли участие педагоги - представители ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию г. Нижнего Новгорода, руководители и учителя православных гимназий г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, студенты и магистранты Мининского университета.

Тема круглого стола вызвала живой интерес у педагогов-практиков, поскольку, несмотря на активное использование понятия «духовно-нравственное воспитание» и большую практическую работу по духовно-нравственному воспитанию, которую ведут учителя, до сих пор не выработано единого подхода к его пониманию, содержанию и формам работы, отсутствуют критериальные показатели, по которым определяется качество процесса и его результаты. Поэтому участники мероприятия обсудили теоретические, методические и практические проблемы, связанные с процессом духовно-нравственного воспитания, которые можно свести к нескольким смысловым блокам: что такое духовность; каково содержание духовно-нравственного воспитания, его особенности в методическом и технологическом аспектах; какие сегодня существуют формы, методы и средства духовно-нравственного воспитания; как определить эффективность духовно-нравственного воспитания?

С теоретическими докладами выступили преподаватели Мининского университета, ведущие исследования по духовно-нравственному воспитанию: д.пед.н., профессор В.В. Николина («Понятие «Духовно-нравственное воспитание» и специфика его интерпретации»); к.пед.н., доцент С.И. Аксенов («К вопросу о современных воспитательных практиках»); д.филос.н., профессор И.И. Сулима («Философские и религиоведческие аспекты в подходах к духовно-нравственному воспитанию»), а также директор МАОУ СОШ № 187, к.пед.н., доцент В.А. Малинин («Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания»). Директора православных гимназий Нижнего Новгорода и Нижегородской области поделились успешным опытом организации духовно-нравственного воспитания в их образовательных учреждениях: Ю.В. Залялиева, директор Арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, выступила с сообщением «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся через организацию исследовательской краеведческой деятельности (из опыта организации детской краеведческой конференции «Православные следопыты»)»; Л.И. Иванова, директор православной гимназия во имя Святого благоверного князя Александра Невского города Нижнего Новгорода, представила доклад «Педагогика добродетелей»; Н.В. Суздальцева, директор Саровской православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского, охарактеризовала «Духовно-просветительский потенциал проекта Фонда Президентских грантов «Настоятели: создание многосерийного мультфильма об истории Свято-Успенского мужского монастыря "Саровская пустынь"».

Присутствующие задавали вопросы, активно обсуждались удачные практики и актуальные проблемы. Подводя итоги круглого стола, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий подчеркнул необходимость комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, важность соработничества школы, семьи, церкви и государства в этом процессе. Отметил Владыко Георгий особую роль педагогического университета в подготовке и переподготовке учителей для осуществления работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся, а также продуктивность взаимодействия Нижегородской епархии и светских образовательных организаций для решения вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи.