В.М. Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета
Сегодня кризис европейского образования, начавшийся уже с 60-х годов, кризис, в который постепенно втягивался и Советский Союз, а затем и Россия, – это очевидная реальность. И он вызывает серьезную тревогу. Конечно, часть людей недовольна нашим образованием и по извечной недовольности живого человека всем и вся. И все-таки кризис образования – это реальность. И он нуждается в преодолении. Решению этой проблемы посвящена данная статья.
1. Почему отсутствует духовно-нравственное воспитание в современном образовании?
Преодоление кризиса образования начинается с осознания его причин, которые, как и во всяком серьезном кризисе, носят неслучайный характер и имеют свою историю. Главной причиной современного кризиса европейского образования является отсутствие или почти полное отсутствие духовно-нравственного воспитания, основанного на традиционных религиозных ценностях.
А причина отсутствия системного духовно-нравственного воспитания в европейском образовании – хотим или не хотим мы это признавать –мировоззренческая. Она в убеждении людей, определяющих развитие образования, что религия несовместима с наукой, искусством, культурой, научно-техническим прогрессом в целом и поэтому религиозных ценностей не должно быть в образовании.
Это убеждение родилось не в наши дни. Вот уже несколько веков в общественном сознании утверждается своего рода установка, что с помощью науки и техники, культуры и просвещения, и в то же время отбросив суеверие, то есть религию, общество и каждый человек достигнут подлинного, реального, а не иллюзорного счастья.
Оценивая в целом состояние Европы, системно реализующей эту идею, мы вправе спросить: прошло несколько веков, начиная с XVII века, времени старта эпохи Просвещения, так удалось ли Европе, провозгласившей эти идеи, достичь счастья всего общества и каждого человека?
Можно вполне точно сказать: увы, нет! Да, с одной стороны, Европа сегодня получила в свои руки научно-технические средства, о которых она не мечтала даже в самых смелых полетах фантазии в XVII–XVIII вв. Ей действительно удалось построить общество, которое реализовало концепцию научно-технического прогресса. Реализовала она и вторую часть своей идеи – освободить людей от суеверий, то есть от религии. Европа сегодня почти отказалась от христианства, многие люди не знают о религии ничего. И тем самым идеология эпохи Просвещения в целом реализована.
Но тогда почему Европа не достигла обещанного ей процветания и счастья? Более того, сегодня Европа погружается в духовно-нравственный и социальный кризис, превосходящий кризис античности ее позднего периода. При этом самое опасное в этой ситуации состоит в том, что Европа, уходя от христианства, все более формирует темную духовность, что наиболее заметно в европейской культуре с ее отрицанием истины, добра и красоты.
Можно сказать, что это к нам не относится. Увы, относится. Просто так случилось, что мы оказались в последнем вагоне европейской цивилизации. Но… если поезд летит в бездну, то много ли радости от того, что мы сидим в последнем вагоне?
И, значит, пока поезд не улетел в бездну, надо подумать, как спасти его. А для этого мы должны осознать, что ошибается не только отдельный человек, но и народ, общество, страна, поскольку субъектом познания, мировоззрения является не только отдельный человек, но прежде всего общество. Идеологию творит общество в целом. А отдельные люди – наиболее выдающиеся мыслители – скорее, осознают, выражают и артикулируют те или иные идеи. И поэтому мы в праве задать себе вопрос: да, Европа была права в своем развитии науки, техники, культуры, но насколько она была права в своем тотальном отрицании религии? Думается, абсолютно неправа. И об этом свидетельствует охвативший Европу духовно-нравственный кризис.
Но если духовно-нравственный кризис современной Европы – это всем видимая реальность, то разве не должны мы спросить: это случайность или закономерность? Думается, что закономерность. Как писал в свое время Г.В.Ф. Гегель, все испорченное испорчено на достаточном основании. И значит, духовно-нравственный кризис имеет свое достаточное основание. И им является уход от религиозной жизни, а значит, от Бога. И поэтому надо осознать великую истину, независимо от того, является ли человек верующим или неверующим: религия является каким-то очень важным общественным институтом и фактором жизни общества и каждого человека. И без нее не может быть не то что счастливой, а даже их нормальной жизни, как не может ее быть, если в современном обществе будет уничтожена наука или искусство, здравоохранение или образование.
Понятно, зачем нужна современному обществу наука или образование, но почему общество и каждый человек столь остро нуждается в религии? Ответ очень прост: потому что именно религия прежде всего формирует духовный и нравственный потенциал общества и каждого человека. И это объясняется тем, что общество и человек так устроены, что в нем подобное формируется только подобным. И ни одно направление общественной или человеческой жизни нельзя заменить другим. И вот почему духовно-нравственную основу общества и человека может формировать только религия. Да, духовное начало можно в какой-то мере компенсировать другими направлениями общественной жизни – искусством, наукой, подобно тому как слух в какой-то мере компенсирует отсутствие зрения у слепого человека. Но полноценно одна сфера общества не может заменить другую. Более того, уход от религии превращает саму науку и искусство в средство служения злу. И вот почему уход от религии ведет к духовно-нравственной деградации общества, завершающейся в конце концов его гибелью.
И опять же, это не голословное утверждение. Это закономерность. И ее можно видеть во многих погибших цивилизациях. Классический пример такой гибели – Древнеримская империя.
Если же говорить о Западной Европе, то первые признаки ее духовного неблагополучия стали проявляться уже в XIX веке. Первыми, кто почувствовал эту опасность, были представители европейского романтизма и российские мыслители. В частности, об опасном духовном состоянии Запада писали и говорили славянофилы, получившие свое образование в Европе, лично знакомые с ее самыми великими мыслителями.
Конечно, вновь и вновь мы можем задавать один и тот же вопрос: а что, без религии не может быть духовности и нравственности? И ответ очень прост: духовности – точно нет. А нравственности? Разве не уверяют нас до сих пор неверующие люди, что нравственным человек может быть и без всякой религии: ведь я неверующий, а вот же я нравственный – не пью, не ворую, не убиваю и т. д.
Но не будем спешить с быстрыми ответами. Как известно, деятели эпохи Просвещения были уверены, что наука и искусство, культура в целом станут основой не только духовной, но и нравственной жизни, и поэтому стоит просветить людей научными истинами, тогда они станут подлинно духовными и подлинно нравственными людьми.
Увы, как это хорошо было понято в XIX веке, особенно глубоко это осознал К.Д. Ушинский, одной науки или искусства совершенно недостаточно, чтобы человек был нравственным. Нравственность только тогда является живой нравственностью, когда она строится на основе религиозных заповедей, которые и составляют ее абсолютные нормы. В противном же случае, как это хорошо известно из истории, как только гаснет вера, так скоро уходит и нравственность. Вопрос же заключается только во времени и прочности духовно-нравственного фундамента, заложенного предками. В.О. Ключевский писал: «Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его»[1].
Но работает ли правило, что духовность и нравственность общества и человека формируются прежде всего на основе религии, в образовании? Да, работает. Все сказанное о духовно-нравственном состоянии общества в целом прямо относится и к образованию, потому что образование – это всегда органичная часть общества, и поэтому оно не может быть чем-то оторванным от общества. И если нет искусства ради искусства, то тем более нет школы ради школы. Образование, являясь важнейшим органом общества, есть нечто единое с обществом. А можно ли представить себе, чтобы какой-то орган существовал и действовал вопреки организму?
Соответственно, деятели эпохи Просвещения всегда придавали исключительное значение в реализации своих идей образованию, которое должно было наряду с наукой, техникой и культурой стать решающим фактором преобразования общества и формирования нового человека, «новой породы людей». Поэтому деятели этой эпохи считали возможным и необходимым с помощью образования не только нести людям науку, культуру, но и преодолевать суеверие и предрассудки народа, то есть освобождать народ от религии. Результатом этой установки стало то, что религиозное образование на протяжении веков все больше и больше сокращалось.
Напомним основные вехи этого пути: религиозное образование сначала вынесли в отдельное направление – XVI в., когда в западноевропейской школе появился Закон Божий, а затем, все более сужая его объем, превратили в какой-то в лучшем случае культурный реликт, символ уважения к прошлой исторической культуре своих стран и народов. Но целый ряд европейских школ, прежде всего американская, и вовсе вынесли этот предмет за школьные стены. Следствием этого стало то, что постепенно европейская школа все более становилась институтом умственного воспитания, в основе которого лежала наука. В меньшей степени в школе было представлено эстетическое, телесное и трудовое воспитание. В результате в Европе, и особенно США, мы наблюдаем кризис образования, наиболее ярко проявившийся в духовно-нравственной сфере.
Следовательно, если современное европейское общество переживает глубочайший духовно-нравственный кризис, то его переживает и образование, потому что школа – это своеобразный слепок и орган общества, живущий по тем же законам, что и общество в целом. И отсюда следует вполне закономерный вывод: если современное образование, современная школа хотят преодолеть охвативший их кризис, то нужно прежде всего восстановить в должной и необходимой, педагогически целесообразной мере духовно-нравственное воспитание. И это восстановление будет тем успешнее, чем в большей мере сможет и начнет преодолевать духовно-нравственный кризис и осознает необходимость возрождения духовно-нравственного воспитания в современной школе само общество.
Повторим еще и еще раз: решить задачи духовно-нравственного воспитания за счет других направлений воспитания нельзя, как нельзя плаванием по-настоящему развивать человека умственно, а решением задач – физически, можно только в какой-то мере его компенсировать.
2. Как уничтожили в России зарождающуюся систему духовно-нравственного воспитания
Религиозное возрождение России, начавшееся с конца 80-х годов XX века, было не только возрождением религиозной жизни общества и отдельных людей, но и духовно-нравственного воспитания, которое с конца 80-х годов стало входить в образование.
С конца 90-х годов в стране началась работа по формированию системы преподавания религиозной культуры в школах России. А в ряде регионов России были сделаны попытки создать целостные системы духовно-нравственного воспитания на уровне отдельных школ, муниципалитетов и даже регионов. Принятие этих программ и их реализация объяснялись тем, что организованное в школах духовно-нравственное воспитание стало давать свои положительные результаты: дети тех школ, где изучение основ православной культуры было поставлено правильно, заметно менялись в лучшую сторону.
В начале 2000-х годов отдельные опыты организации духовно-нравственного воспитания стали уже заметной практикой. Так, в Курской области в середине нулевых годов более 55 % детей изучали основы православной культуры в той или иной форме. Еще больше детей изучали этот предмет в Белгородской области. В целом ряде регионов России также стало заметно увеличиваться число детей, изучающих этот курс.
Но наступил роковой для духовно-нравственного воспитания России 2007 год. В этом году Министерство образования России, проделав колоссальную организационную работу, приняло решение о ликвидации с 2009 года регионального компонента учебного плана. При этом оно обещало Русской Православной Церкви, что преподавание православной культуры не пострадает, так как время на этот предмет будет выделено в федеральной части учебного плана – по часу со 2 по 11 классы. А на конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», которая прошла 20–21 декабря 2007 года в Калуге, была даже принята совместная резолюция Министерства образования и науки Российской Федерации и Русской Православной Церкви, которая предполагала «поэтапное введение в общеобразовательных учреждениях преподавания курсов православной культуры и других курсов духовно-нравственного содержания».
Но, ликвидировав региональный компонент, Министерство образования и науки забыло о принятых решениях. Преподавание религиозной культуры и светской этики было введено только в четвертом классе, а затем в пятом классе был введен курс ОДНКНР. Совершенно очевидно, что этого времени совершенно недостаточно для организации нормального духовно-нравственного воспитания. Можем ли мы научить ребенка математике, если он будет изучать ее только в одном классе? А чему легче научить человека: математическим или нравственным правилам?
Оценивая же в целом эту спецоперацию Министерства образования и науки Российской Федерации, можно сказать, что она была спланирована и осуществлена просто блестяще: быстро и достаточно успешно формирующаяся отечественная система духовно-нравственного воспитания была ликвидирована так, что никто ничего не заметил – ее просто свели на нет (знаменитый способ варения лягушки во все более нагревающейся воде). Уроки основ православной культуры сами собой исчезли из школы за несколько лет.
Но… разве понял кто-то из исполнителей, что он совершил деяние более страшное, чем если бы он взорвал все храмы России? Ведь на самом деле в результате ликвидации региональных систем духовно-нравственного воспитания стало невозможным системное, педагогически целесообразное духовно-нравственное развитие наших детей.
3. Позволяют ли социальные условия создать систему духовно-нравственного воспитания в российской школе?
Осознавая, что в 2008 году в нашей стране была совершена роковая педагогическая ошибка, равная преступлению, нельзя не задать себе вопрос: а можно ли ее исправить? Да, можно, если понять ее причины и отношение социальных институтов, и особенно отдельных людей, к организации духовно-нравственного воспитания.
Размышляя о причинах ликвидации духовно-нравственного воспитания в российской школе, нельзя не понимать, что главная ее причина все-таки чисто внешняя: кому-то из наших партнеров из-за рубежа, определявших развитие нашего образования, преподавание основ православной культуры показалось абсолютно неприемлемым для российской школы. И они сделали все, чтобы ее там не осталось.
Но есть и внутренние причины ликвидации этой системы образования. И они состоит в том, что какая-то часть российских людей считает, что религия несовместима с современностью, с наукой, культурой. В основном это либеральная интеллигенция, которая почти никогда в России не составляла ее большинства. Все-таки большинство интеллигенции стоит на консервативно-патриотических позициях. И хотя либеральных интеллигентов не так уж и много в России, но именно они определяли и определяют развитие нашего образования. И именно эти люди ликвидировали духовно-нравственное воспитание в нашей школе.
Что же касается отношения директоров, то здесь картину можно охарактеризовать следующим образом. Я могу более-менее достоверно говорить об этом как человек, почти тридцать лет занимающийся непосредственно организацией духовно-нравственного воспитания. Небольшая группа директоров – ярые противники этого курса. Небольшая группа – истинные защитники. Большая часть – сочувствующие. И еще небольшая группа – тепло-хладные. При этом почти на всех встречах с директорами всегда поражала неосознаваемая, недумающая агрессия противников преподавания православной культуры. Как правило, такой директор кратко заявлял свою позицию: в его школе никакой православной культуры не будет. А далее, как казалось самому этому директору, он приводил просто убийственный аргумент: в его школе православной культуры не будет потому, что религия всегда преследовала науку; потому что религиозное и научное мировоззрения несовместимы, и он в школе не позволит всякие сказки рассказывать и т. п. Причем такого рода выступления доходили подчас до курьезов. Встает директор и заявляет, что в его школе православной культуры не будет, потому что в школе соседнего села учатся дети мусульмане, и поэтому если он введет в своей школе православную культуру, то он искалечит жизнь своим детям. Но после его эмоциональной речи встает директор той самой школы, где учатся дети-мусульмане, и говорит, что в его школе дети изучают православную культуру, и дети-мусульмане с согласия родителей также ее изучают. Ведь их на уроках православной культуры родной веры не лишают и не перекрещивают в православие. А знать культуру своей новой родины им необходимо и интересно.
Примерно так же разделяются между собой по отношению к православной культуре и учителя, то есть большинство поддерживают преподавание религиозной культуры в школе.
Большинство родителей «за». Мы в нулевые годы опрашивали ежегодно тысячи родителей. И большинство из них указывало на необходимость постоянного изучения этого предмета. Так, в 2008 году 80,4 % высказалось за постоянное преподавание ОПК в школе[2].
Проводили мы опросы учеников, в которых участвовало несколько тысяч детей. И здесь в целом в разные годы от 70 до 90 % детей выступало за то, чтобы основы православной культуры изучались на протяжении всех лет обучения. Так, в 2008 году 70 % детей высказались за постоянное изучение ОПК[3]. Интересно, у какого еще школьного предмета был бы такой «высокий рейтинг поддержки»?
И все-таки главное в организации этого предмета – осознать тем, кто принимает решения в образовании, насколько на самом деле важно духовно-нравственное воспитание в школе, и что большинство людей России поддерживает системное духовно-нравственное воспитание в российской школе.
4. Можно ли и как создать современную целостную систему духовно-нравственного воспитания в российской школе?
А далее наступает необходимость ответить на самый важный и самый жизненный вопрос: если большинство людей России и даже детей выступают за изучение основ православной культуры, то можно ли создать в России целостную систему духовно-нравственного воспитания? Да, можно. Хотя сделать это невероятно трудно. Для этого она должна стать существенным и необходимым направлением воспитания во всей системе образования в целом и для каждого уровня образования – от детских садов до вузов. При этом она должна быть органично вписана в существующую систему образования, вписана настолько естественно, чтобы всем было ясно: ее все время ждала школа. Примером таким синтезом могут для нас служить теоретические труды, где теология, философия и наука решают единую проблему, например, в познании человека. В качестве образца такой интеграции можно назвать книгу архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа и тело», в которой этот синтез органично осуществлен, потому что у него все отрасли теоретического знания: наука, философия и теология – работают для изучении человека. Значит, так же, как возможно и необходимо единство теологического, философского и научного знания в исследовании человека – и только такое знание является истинным знанием о человеке, точно так же возможно и необходимо органичное единство всех направлений воспитания и в российском образовании, где свое особое и незаменимое место должно занять и духовно-нравственное воспитание.
Если мы понимаем, какую систему духовно-нравственного воспитания требуется создать, то дальше мы должны сделать следующее.
Во-первых, сформировать широкое общественное убеждение, что без духовно-нравственного воспитания, как и других направлений воспитания, не может быть нормального образования. А для этого в школе требуется создать целостную современную систему духовно-нравственного воспитания, подобно другим системам – умственного, эстетического, физического, трудового воспитания. Если же такой системы нет, а есть какие-то ее элементы, например, преподавание ОРКСЭ в четвертом классе, или ОДНКНР – в пятом, то это не духовно-нравственное воспитание, а его дискредитация, в лучшем случае локальный эксперимент.
Во-вторых, необходимо сформировать содержание духовно-нравственного воспитания. Здесь самое главное – осознать, что успешным то или иное направление воспитания может быть только в том случае, если оно имеет соответствующее его сущности содержание. Именно поэтому веками школа отрабатывает свое оптимальное содержание для каждого направления воспитания. Так, нельзя иметь нормальное современное умственное воспитание, если основу его содержания не составляет система научных ценностей. Более образно: человек едва ли будет успешно развиваться физически, если вместо хлеба будет есть мякину.
Соответственно, и в духовно-нравственном воспитании есть свое оптимальное содержание, каковым является традиционная религиозная культура, система традиционных религиозных ценностей. Поэтому духовно-нравственное воспитание может быть создано только на их основе. И это объясняется тем, что именно религия веками формирует духовно-нравственную культуру человечества. В силу этого любая модель духовно-нравственного воспитания, построенная не на этом содержательном основании, обречена на неудачу. Иное дело, как создать оптимальную систему содержания духовно-нравственного воспитания на основе традиционных религиозных ценностей с использованием всех областей культуры, начиная с науки? Это колоссальный труд. И очень многих лет.
В-третьих, успешное создание системы духовно-нравственного воспитания возможно только в том случае, если решение этой задачи становится совместной задачей государства, науки (теоретической и методической), образования и Церкви (традиционных религий) и общества в целом: здесь и общественные организации, и институты культуры, и родительская общественность, и семья.
Подчеркнем специально: если хотя бы одно из этих звеньев, начиная с государства, выпадает, ведь в России любое, даже мало-мальски значимое дело решается только при участии государства, – ну вот такова наша история – то решение проблемы становится невозможным. А можно ли создать современную систему духовно-нравственного воспитания, если родители будут против?
Как объединить вместе эти разные институты? Согласованным решением общей задачи, каковой является создание оптимальной системы духовно-нравственного воспитания в российской школе. Именно эта идея и эта цель должны и могут объединить всех в единый коллектив.
В-четвертых, создание системы духовно-нравственного воспитания будет успешным только в том случае, если ее организация будет идти путем построения самых разных экспериментов. Это могут быть и небольшие эксперименты на уровне школы, но это могут и должны быть и более крупные эксперименты: муниципальные и региональные. В качестве реальных экспериментальных региональных систем духовно-нравственного воспитания могут выступить те области России, в которых уже раньше системно преподавалась религиозная культура. И поэтому так важно реанимировать эти региональные системы духовно-нравственного воспитания.
Но ни в коем случае нельзя проводить эксперименты по формированию системы духовно-нравственного воспитания в масштабе всей страны. И как знать, может это разумное требование станет правилом в целом для всего нашего образования, являющегося с начала 90-х годов своеобразной непрерывной экспериментальной площадкой, где все время внедряются какие-то инновации, и нередко далекие от всякой педагогической истины и целесообразности, и сразу во всю систему образования.
И только отработав ту или иную модель духовно-нравственного воспитания на региональном уровне и найдя ее оптимальный вариант, можно организовать духовно-нравственное воспитание в масштабе всей страны.
В-пятых, успех духовно-нравственного воспитания будет во многом зависеть от учителя. Самое страшное, что произошло при ликвидации преподавания основ православной культуры в общеобразовательных школах, – рассеялся за ненадобностью корпус замечательных преподавателей основ православной культуры. Многие из них ушли на пенсию, другие преподают новые предметы. Поэтому потребуется воссоздать систему подготовки учителя с тем, чтобы восстановить прежний педагогический потенциал системы духовно-нравственного воспитания. Если же не удастся подготовить учителей, способных качественно преподавать курсы религиозной культуры, вести воспитание на должном уровне, то истинного духовно-нравственного воспитания не будет.
В-шестых, важнейшим условием успешной организации системы духовно-нравственного воспитания должно стать создание современного содержания образования для детей, и прежде всего учебников, потому что именно они являются главным системообразующим началом многих направлений воспитания. А для этого надо создать учебники второго поколения, если считать учебники основ православной культуры, по которым шло преподавание этого курса в нулевые годы, учебниками первого поколения. Это должны быть учебники, которые не только соответствуют возрасту детей, но и органично вписываются во все содержание российского образования.
В-седьмых, по-настоящему и на государственном уровне надо задействовать теорию: теологию, философию и науку – в решении задач организации духовно-нравственного воспитания. Только согласованная работа представителей разных отраслей теоретического знания как единой команды позволит по-настоящему решить многие проблемы духовно-нравственного воспитания, в том числе и создать учебники второго поколения по основам духовно-нравственной культуры.
Заключение
Вопрос правильной организации духовно-нравственного воспитания – это не просто и не только вопрос совершенствования российского образования самого по себе, но это и вопрос в буквальном смысле жизни и смерти нашего народа и нашей страны, потому что необходимо, чтобы школа не только готовила знающих людей и высококлассных специалистов (кому будут служить они?), но и высокодуховных, высоконравственных людей. И вот почему так важно создать целостную современную систему духовно-нравственного воспитания в нашем образовании от детского сада до вуза, способную воспитывать таких людей.
[1] Ключевский В.В. Преподобный Сергий Радонежский // Путь на Маковец: Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого: учебное пособие для учащихся среднего старшего возраста / сост. Н.В. Давыдова. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1993. – с.161
[2] Опыт реализации областной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Курской области на 2006–2010 годы»: сборник материалов. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2009. – с.23
[3] Опыт реализации областной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Курской области на 2006–2010 годы»: сборник материалов. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2009. – с.24