Новости

О первой христианской партии в России в докладе орловского ученого на научной конференции «Политическая теология IV»

23.05.2025

23 мая 2025 года доцент кафедры теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности ОГУ имени И.С. Тургенева Петрунин Владимир на междисциплинарной научной конференции «Политическая теология IV: Теология без спасения: истоки, ресурсы, перспективы» выступил с докладом «Христианское братство борьбы: революция как «спасение».

Актуальность темы доклада обусловлена необходимостью научной экспликации политической программы первой христианской партии в России, возникшей в определенном историческом контексте – в период революции 1905-1907 гг. Критическое осмысление политической программы «Христианского братства борьбы» обусловлено наличием современной социальной доктрины Русской Православной Церкви, что позволяет провести не только компаративный анализ, но и поставить проблему соответствия программы братства Священному Преданию Церкви. Это, соответственно, актуализирует вопрос о правомерности контекстуализации теологии, т.е. обоснованности ее следования конкретной исторической ситуации (в данном случае – революционным событиям 1905-1907 гг.), а также использование политической теологией иных концепций, отражающих мировоззренческие характеристики эпохи (в случае «Христианского братства борьбы» речь идет о марксизме и концепции богочеловеческого процесса Владимира Соловьева).

В рамках доклада было отмечено, что во второй половине XX в. в западной христианской традиции сформировалась особая теологическое направление – «теология освобождения», которое характеризуется соединением теологии и социально-политической проблематики. В узком смысле «теология освобождения» – это специфическая направление латиноамериканского католицизма, которое рассматривает проблему спасения в контексте процесса освобождения от социальной несправедливости посредством применения различных практик, направленных на преобразование общества. 

В отечественной традиции примером «теологии освобождения» можно считать «Христианское братство борьбы», которое провозглашало своей основной целью церковные и социально-политические преобразования посредством революции.

Центральной тезис программы «Христианского братства борьбы» заключался в критическом отношении к ограничению религиозной сферы одной лишь частной жизнью человека. В этом смысле «Христианское братство борьбы» выступало противником секулярного подхода, вытесняющего религию из социально-политической жизни общества. Поэтому основной целью «Христианского братства борьбы» становится «проникновение Духом Христовым отношений экономических, общественных и политических».

Помимо реализации своей политической программы братство выступало за проведение Поместного Собора, что предполагало отделение Церкви от государства. Члены «Христианского братства борьбы» критически оценивали существующую форму государственного устройства России – самодержавие и выступали за созыв Учредительного собрания, которое должно было определить будущую форму государственного устройства России.

Экономическая программа «Христианского братства борьбы» строилась на признании факта социального и имущественного неравенства в России, в основе которого лежит безнравственное отношение к собственности, порожденное существующим капиталистическим строем. Поэтому братство декларировало необходимость обобществление всех государственных, удельных, монастырских, церковных и частных земель, владельцами которых становились сельские общины.

Таким образом, политическая программа «Христианского братства борьбы» представляла попытку соединить евангельские истины и социально-политическую проблематику в революционных реалиях русской жизни.

Вместе с тем, стоит отметить, что целый ряд реформ, предлагавшийся «Христианским братством борьбы» был осуществлен после февраля и октября 1917 года. Некоторые положения программы, касающиеся отношения к власти и возможности гражданского неповиновения, были отражены в «Основах социальной концепции Русской православной церкви», появившихся в 2000 году.

В заключении было показано, что политическая программа «Христианского братства борьбы» есть православный вариант «теологии освобождения». Однако опыт православной «теологии освобождения» не приводит к дальнейшей богословской рефлексии и политическому праксису в рамках православного христианства. Политическая программа «Христианского братства борьбы» представляет собой оригинальную концепцию православной политической теологии, которая требует дальнейшего теологического осмысления.

 

Конференция была организована Центром фундаментальной социологии НИУ ВШЭ и журналом «Социологическое обозрение». В мероприятии приняли участие представители научных и образовательных учреждений России (НИУ ВШЭ, МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте РФ, ПСТГУ, МГИМО МИД РФ, СПбИИ РАН и др.) и Израиля (Университет имени Бен-Гуриона).

Центральной проблемой конференции стало осмысление проблемы спасения в истории и современности. Доклады участников конференции раскрывали целый ряд тематических блоков: теория и практика спасения, смысл и значение спасения в ориентации социального действия и организации социальных институтов, секуляризация теологической логики спасения в отдельных областях социальной жизни, политическая эсхатология и «политические религии», государство как оператор секулярного спасения и др.